В последних числах сентября на Северной железной дороге возник очередной транспортный коллапс. Более десятка грузовых составов, вышедших из пункта «А» в пункт «Б», к месту назначения так и не прибыли.  «Осев» на главных путях  железнодорожной ветки Печора-Воркута, сотни вагонов с трубами и другим оборудованием для строительства газопровода усложнили продвижение вагонопотока, что в условиях ограниченности инфраструктуры ЖД в этом направлении могло крайне негативно отразиться на жизнедеятельности нашего города.

Как сообщает БНКоми, причиной произошедшего служба корпоративных коммуникаций СЖД назвала неудовлетворительную организацию выгрузки вагонов компанией «Стройгазконсалтинг», из-за чего фронты выгрузки не освобождаются для подачи вновь поступающих составов с продукцией. Так, на станции Инта-1 к 25 сентября скопились более 80 груженых вагонов для станций Уса и Сивая Маска. Столько же вагонов из-за отсутствия перевозочных документов ожидало разгрузки на станции Косью. На станции Печора простаивали более 20 вагонов для Сивой Маски. Кроме того, в границах станции Воркута находилось 330 груженых вагонов компании «Воркутауголь» и еще 111 вагонов, адресованных на станцию Малая Пера для ОАО «Центргаз», находились на  полигоне Северной железной дороги.

Для нормализации процесса РЖД ввело ограничение погрузки всех грузов назначением на станции Косью, Уса и Сивая Маска. Такая временная мера, предусмотренная Уставом железнодорожного транспорта РФ, используется для предотвращения транспортных «пробок». Однако проблему в целом решить могут только оперативные действия грузополучателя, о чем стороны уже договаривались.

 

Страдает Воркута

На сегодняшний день, как заверяет руководство станции «Воркута», ситуация стабилизировалась, но продолжает оставаться напряженной. На узле станции находится более 400 вагонов с грузом – часть в процессе погузки-выгрузки, часть в ожидании. В то же время из-за отсутствия тепловозов здесь скопилось порядка 10 составов –170 пустых вагонов, а в ближайшее время станция должна будет принять еще свыше 200 груженых вагонов. Впрочем, местные специалисты-железнодорожники утверждают, что особых проблем у них нет и нет никаких оснований называть возникшую ситуацию критичной.

Несмотря на позитивные заверения, затор на «железке» для города не прошел без последствий. Отдельные предприятия и организации все-таки ощутили на себе все «прелести» нестабильности грузовых железнодорожных перевозок. Так, одна из подрядных компаний Департамента СК и ДОУ, занятая на ремонтных работах, ожидала своего контейнера с необходимым материалом почти месяц. В аналогичной ситуации, по некоторым данным, оказались и поставщики продуктов питания. В МБУ «Строительно-дорожное управление» столкнулись с этой проблемой еще в прошлом году, когда из-за несвоевременной поставки битума срывались сроки асфальтирования городских дорог. Сегодня официальных претензий у предприятия к железнодорожникам нет – цистерны приходят в установленный десятидневный срок, хотя в летний период их доставка в Воркуту укладывалась в неделю. Не нарушают нормативов и сроки доставки автомобильного транспорта ЖД-платформами. На основании правил перевозок расстояние в 697 километров от Сосногорска до Воркуты платформа должна преодолеть за шесть суток. Пассажирскому поезду, для сравнения, на это потребуется всего 16 часов.

Как пояснили в транспортной прокуратуре города, на сегодняшний день никаких жалоб на несвоевременную поставку грузов от жителей и руководства предприятий не поступало. Также не было никаких директив «свыше» с распоряжением об урегулировании возникшей ситуации. Словом, решение проблемы «пробок» на железной дороге остается за руководством СЖД и грузополучателями – ОАО «Воркутауголь», а также подрядными организациями и предприятиями ООО «Газпром».

Напомним, транспортные проблемы на путях пользования «Воркутауголь» и на станции Воркута возникли еще в 2011 году. Увеличившийся во много раз грузопоток и сбои в процесс погрузки-выгрузки со стороны грузовладельцев в начале этого года едва не поставили под угрозу срыва доставку в город товаров, необходимых для жизнеобеспечения людей и горюче-смазочных материалов. На 12 января на Северной железной дороге находилось 1316 вагонов с грузом.

15 июня из-за ненадлежащего содержания железнодорожной инфраструктуры угледобывающего предприятия на 34-м  подъездном пути из-за износа шпал сошли с рельсов два вагона, что на некоторое время привело к сбою и без того нестабильную ситуацию по выгрузке вагонов. В результате, на станции Воркута в ожидании выгрузки находились 390 вагонов и еще 701 вагон «Воркутауголь» простаивал на полигоне Северной железной дороги.

Восточный коллапс

Примечательно, что в первой декаде августа с подобной проблемой столкнулись и на Дальневосточной железной дороге. По данным РЖД, здесь без движения осталось 87 составов – около 5 тысяч вагонов,  в основном с нефтью и углем. Одновременно на соседних дорогах, начиная от Западно-Сибирской, стояло еще 30 брошенных составов в восточном направлении.  Причина, как заверяют железнодорожники, все та же – неудовлетворительная выгрузка вагонов в портах Хабаровского и Приморского краев, как правило, из-за несвоевременного подхода флота.

В прошлом году ОАО «РЖД» уже заплатило 2,1 млрд рублей в качестве компенсаций по требованиям своих клиентов. Общая сумма претензий грузоотправителей из-за срывов в сроках доставки грузов выросла втрое — почти  7,2 миллиарда. Как сообщает «КоммерсантЪ», компания объясняет ситуацию ростом числа собственников вагонов. Это нарушило логистику перевозок и привело к увеличению перемещения пустых вагонов навстречу друг другу и, как следствие, уменьшению скорости перевозок и оборота подвижного состава. Согласно отчету РЖД, почти каждый пятый состав в 2011 году прибывал с опозданием, скорость отправки снизилась на 10 процентов, до 247 км/сутки.

Клиенты РЖД и транспортные компании в свою очередь заявили, что увеличение претензий лишь подтверждает начавшееся в прошлом году ухудшение организации перевозок.

Наличие проблем в транспортной отрасли признал в прошлом году и президент РФ Дмитрий Медведев. По его словам, реформа РЖД не оправдала надежд и лишь создала дополнительные проблемы. Она привела к транспортному коллапсу, подрывающему основы экономики страны, к такому выводу пришли участники международной конференции «Грузоперевозки для малых, средних и крупных предприятий: решение проблем». Эксперты утверждают, что железнодорожная отрасль потеряла управляемость.

Представители РЖД истоки кризиса видят в снижении инвестиций в отрасль, политике государства, которое не позволяет компании устанавливать свободные цены на свои услуги (видимо, они должны быть еще дороже), и недостатке порожних вагонов. Участники конференции категорически не согласились с этими аргументами, отметив, что никакого дефицита вагонов в самой системе не наблюдается, а вот факты срыва заявок, несвоевременной подачи вагонов и увеличение стоимости перевозки продукции – имеются.

Причину коллапса специалисты предлагают искать в работе аппарата РЖД, ведь если до реформы все вопросы по доставке грузов решал начальник станции или начальник отделения дороги, то сегодня этим не занимается никто. За последние годы в РЖД  было создано семь дирекций(!), занимающихся разными вопросами. Все их подразделения на местах подчиняются непосредственно аппарату РЖД, но в силу разнонаправленности интересов дирекций возник хаос на железной дороге по всей стране.

Самое интересное, участники конференции пришли к выводу, что транспортный коллапс выгоден участникам рынка железнодорожных перевозок: вагоностроители получают дополнительные заказы, операторы извлекают дополнительные доходы. Например, только за последние четыре года выручка с одного вагона выросла с 700 до 1 500 рублей в сутки. Недавно Минэкономразвития для покрытия убытков компании обосновало индексацию железнодорожных тарифов на 7 процентов, хотя сами РЖД предлагали увеличить их до 11 процентов. Вряд ли, конечно, это сможет решить возникшие проблемы, а вот повлиять на ценообразование товаров и услуг – бесспорно.

 

Текст: Елена Крышмар
ЗАПОЛЯРКА-онлайн.рф

 
Распечатать