На российском арктическом шельфе структуры «Университетская» в Карском море в сентябре 2014 года завершилось бурение первой скважины. События ожидала не только Россия, но и весь деловой мир планеты.

Арктическая экспедиция «Кара-2014». Фото предоставлено пресс-службой ОАО «НК «Роснефть»

С этого момента теоретические предположения, научные предвидения и геологические прогнозы о реальности потрясающего богатства арктического шельфа планеты получили практическое подтверждение: нефти там не просто много — ее можно добывать в огромных объемах.

Значение любой победы легче понять в сравнении. Запасы в 130 млн тонн нефти месторождения «Победа» — это больше годового объема добычи таких стран, как Норвегия, Алжир или Ангола. И больше, чем добывает за год весь Евросоюз (78,5 млн тонн). Причем это углеводороды очень высокого качества. Это подтвердили специалисты института «ТомскНИПИнефть», проводившие исследования физико-химических свойств и состава нефти, добытой в Карском море. Эта сверхлегкая нефть по ключевым показателям (плотность и содержание серы) превосходит эталонную нефть марки Brent, а также марки Siberian Light и WTI, сопоставима по характеристикам с нефтью месторождения «Белый тигр» шельфа Вьетнама.

Площадь структуры «Университетская» — 1,2 тысячи кв. километров при высоте «ловушки» 550 м. Всего на трех Восточно-Приновоземельских участках Карского моря обнаружено более 30 структур, по текущей оценке DeGolyer & MacNaughton, ресурсная база трех участков составляет 78 млрд баррелей, или 11 млрд тонн. Карская морская нефтеносная провинция, по оценкам экспертов, по объему ресурсов превзойдет такие нефтегазоносные провинции, как Мексиканский залив, бразильский шельф, арктический шельф Аляски и Канады.

«Альтернативы шельфовым месторождениям просто нет, — говорит глава «Роснефти» Игорь Сечин. — Компания будет добывать здесь черное золото еще как минимум ближайшие 100 лет…»

Кстати, по подсчетам Геологической службы США, в Арктике располагаются более 13% извлекаемых общемировых запасов нефти и более 30% — газа. Причем 52% этого объема углеводородов, по мнению одной из крупнейших мировых аудиторских компаний Ernst&Young, располагаются в арктической зоне, контролируемой Россией. Российский шельф, несмотря на суровые полярные условия, для добычи достаточно удобен. Глубина моря у нас — от 10 до 90 метров, в отличие от трехкилометровой глубины, например, в Бразилии.

Ведущие эксперты прогнозируют: когда Россия подтвердит разведкой все запасы нетрадиционных видов углеводородов, в том числе на шельфе, она может занять первое место в мире по запасам. По данным CIA Factbook, на 1 января 2013 года мы занимали восьмое место в мире по запасам нефти, которые оценивались в 80 млрд баррелей. Однако после рассекречивания данных о запасах углеводородов Россия поднялась сразу на третье место. Нынешнее открытие крупнейшей нефтегазовой провинции на шельфе Карского моря заставит аналитиков снова изменить мировой рейтинг.

Когда год назад Владимир Путин давал старт началу бурения в Карском море скважины «Университетская-1», где вскоре была открыта «Победа», глава государства сказал: «Знаю, что запускаемый проект во многом является уникальным. Здесь будут применены новейшие технологии. Уже проведен большой объем геологоразведочных изысканий, подготовлены специальные природоохранные мероприятия. Я знаю, что и компания «Роснефть», и все ее партнеры придают этому особое значение, уделяют особое внимание, особенно в этом очень чувствительном с точки зрения экологии регионе мира…»

Действительно, в этом проекте еще до начала реализации было собрано и использовано все самое лучшее и передовое в теории и практике мировой нефтедобычи. Сам выход нефтяников на арктический шельф был предварен серьезными научными исследованиями: «Роснефть» организовала 10 научно-исследовательских экспедиций в Арктику.

Результат известен: крупнейшее нефтегазоконденсатное месторождение открыто без малейшего урона арктической экологии.

Стоит отметить и значимость шельфовых проектов «Роснефти» для развития отечественной промышленности. Еще в 2012 году, запуская шельфовые проекты в Арктике, НК «Роснефть» начала формировать якорный заказ для отечественной промышленности и обозначила заинтересованность в локализации новых технологий и современных производств. Например, большая работа ведется по развитию в России специализированного шельфового судостроения. На юге Приморского края компания реализует проект строительства суперверфи — судостроительного комплекса «Звезда» и инжинирингового центра в городе Владивостоке. Судостроительный комплекс будет выпускать весь спектр судов для обеспечения шельфовых проектов, все типы платформ, а также транспортные суда (в том числе газовозы и танкеры с большим дедвейтом). Ведутся переговоры о сотрудничестве в части трансфера технологий со всеми крупнейшими судостроительными компаниями мира, которые обладают передовыми компетенциями.

Слово эксперту
Дмитрий Журавлев, генеральный директор Института региональных проблем

— У «Роснефти» много разведанных участков на северных шельфах, но по геологическим соображениям они в свое время выбрали именно «Победу». Начали бурить там, вложили силы, средства — и получили уникальную нефтеносную скважину. Самый тяжелый этап в освоении месторождения пройден. И я полагаю, что разработка месторождения «Победа», несмотря ни на что, будет продолжена. Приостанавливать реализацию масштабных проектов в высоких широтах нецелесо-образно. Мне как-то сказал бывший мэр Воркуты, что любая консервация в условиях Арктики равноценна ликвидации законсервированного объекта. Так что будут развивать.

Другое дело, что на продолжение работы понадобится время. Производственная деятельность в суровых условиях Карского моря требует не только инвестиций, но и огромных технологических вложений, а от ряда технологий нас отрезали санкции. Сейчас «Роснефть» активно занимается созданием этих технологий, у них работает целый Научный арктический центр. Скептики считают, что месторождение заработает через 10-15 лет, но я считаю, что это случится гораздо быстрее. Сегодня даже американцы стали говорить, что нужно возвращаться на шельф Арктики. А это значит, что если не завтра, так послезавтра цены на нефть будут соответствовать затратам на работы в Арктике. К этому надо быть готовым: не начинать работать, когда вырастут цены, а быть полностью технически и технологически вооруженным к этому моменту, чтобы занять свое место на рынке. Я не работаю в нефтяной компании и рассуждаю как эксперт, с точки зрения здравого смысла. Но здравого смысла «Роснефти» хватает, поэтому, думаю, они будут действовать именно так.

 

Аркадий Юровник, кандидат экономических наук
www.trud.ru

 
Распечатать