Буквально на днях президент РФ Владимир Путин поручил правительству создать госструктуру для ведения политики в Арктическом регионе. Это может напрямую повлиять на приток инвестиций.

На последнем заседании Совбеза Путин подчеркнул, что нужен «центр ответственности» – «не громоздкий бюрократический орган, а гибкая, оперативно работающая структура», которая, по его словам, поможет лучше координировать деятельность министерств и ведомств, регионов и бизнеса. Президент предложил создать госорган, по своему статусу аналогичный государственной комиссии с широкими полномочиями, как в свое время было сделано для Дальнего Востока.

Централизованное управление Арктикой в данном случае критично: если его не будет, то инвесторы, даже самые заинтересованные из них, не смогут вложить в регион деньги. А именно на них во многом рассчитывает государство.

Президент неоднократно подчеркивал важность развития Арктики. Действительно, это мощнейший добывающий и транспортный ресурс: Арктика богата нефтью, газом и цветными металлами, а Северный морской путь может вывести Россию в лидеры морских перевозок. Уже сейчас 2,5 млн человек, проживающие в Арктике, создают 12–15% ВВП России и четверть ее экспорта. Захватывает дух при мысли о том, что произойдет, если грамотно развивать этот регион.

Год назад Путин подписал Стратегию развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. Тогда же в правительство был внесен проект федерального закона об Арктической зоне РФ и Программа социально-экономического развития региона. В настоящее время оба документа заморожены. Во многом это связано с кризисом и дефицитом бюджета. По оценке Минрегиона, оптимальный объем финансирования программы социально-экономического развития Арктики должен составить 1,793 млрд рублей в течение семи лет, из которых государственных инвестиций – 623,3 млрд рублей; при этом ни в бюджете на 2014-й, ни в планах на 2015 и 2016 годы, Арктическая программа не упомянута. На заседании Совбеза Путин поручил предусмотреть полноценное финансирование госпрограммы с 2017 года. До этого, очевидно, правительство будет рассчитывать на другие способы финансирования.

– Более одного триллиона рублей будет привлечено из внебюджетных источников, включая инвестиции крупных российских компаний, – рассказал министр регионального развития РФ Игорь Слюняев на Арктическом международном инвестиционном саммите.

Речь идет в первую очередь о «Газпроме» и Роснефти. Эти гиганты имеют большие планы, связанные с освоением Арктики, и широкие инвестиционные программы. В Арктическом регионе уже сейчас ведется нефтедобыча: недавно «Газпромом» была отгружена первая нефть с платформы «Приразломная» на арктическом шельфе. В планах также – инвестиции в разработку месторождений на Ямале. На этом же полуострове ведет строительство НОВАТЭК – там появится самый большой в Арктике завод по сжижению природного газа (СПГ), рассчитанный на 16,5 млн тонн СПГ в год.

Ожидается, что кроме денег крупных государственных компаний, в Арктику польется еще и частный капитал, в том числе и зарубежный. В том самом замороженном законопроекте об арктических территориях прописаны меры по упрощению найма иностранных высококвалифицированных специалистов, сокращению административных барьеров. Уже сейчас, независимо от Арктической программы, действуют новые преференции и льготы для инвесторов. С 1 января 2014 года для участников региональных инвестиционных проектов на территории 13 субъектов РФ на Дальнем Востоке и в Сибири установлена ставка 0% по налогу на прибыль.

Однако с частным капиталом возникают свои проблемы. Если, условно говоря, инвестор решит вложиться в Северный морской путь, куда он понесет деньги? Органа, отвечающего за Северный морской путь, нет. Если инвестор захочет реализовать проект, к примеру, в Воркуте, как он узнает, относится ли этот город к Арктической зоне?.. Пока что ему никто не может дать ответа на этот вопрос (2 мая подписан Указ. Прим. ЗАПОЛЯРКА-онлайн.рф). В настоящий момент, условно, в Арктическую зону входят Мурманская область, Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Чукотский автономный округ, часть муниципалитетов Архангельской области, Красноярского края, Республики Саха. Возможно, Республика Коми сумеет включить в этот список Воркуту. Есть также проблема с международно-правовым оформлением внешней границы континентального шельфа России в Северном Ледовитом океане. В любом случае сложно привлечь инвестиции «куда-то», то есть в зону с неясными и нечеткими границами.

Какие преференции для инвесторов будут конкретно в Арктическом регионе России, тоже неясно. Другие страны, имеющие Арктические территории, также намерены привлекать инвесторов, и возникает закономерный вопрос, какие у России есть конкурентные преимущества в этой области. Как будут согласовываться проекты инвесторов, чтобы не возникало конфликтов между бизнесом, муниципальными органами, населением и экологами? Любое производство, особенно связанное с добывающей промышленностью, заставит коренных жителей, в том числе оленеводов, поменять свой уклад. Именно этими критичными для получения инвестиций вопросами и будет заниматься единый орган власти.

– Решать проблемы Арктического региона, по моему мнению, можно лишь на уровне общегосударственном. Они требуют общегосударственного подхода (…), – говорит генеральный директор информационного агентства «Арктика Инфо» Инна Кабанова. – Просто сесть и поговорить про «давайте развивать Арктическую зону» – кто же против?! Требуется инструментарий для развития Арктической зоны, прежде всего законодательный, затем инвестиционный, налоговый. Это все прерогатива государственных структур.

Возможно, именно с созданием государственного органа, а также с притоком частных инвестиций, выполнение программы по Арктике сдвинется с мертвой точки. 

 

Лера СМИТОВА
www.tribuna.ru

 
Распечатать