Достаточно много различных вопросов от воркутинцев поступило на прямую телефонную линию по работе ЖКХ, прошедшую в нашем городе на прошлой неделе. Выставленные населению с первого января счета на оплату общедомовых нужд (ОДН) стали главной темой общения горожан с руководителями управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций. Примечательно, что помимо высказывания очевидных возмущений, большинство звонивших всерьез заинтересовались, каким образом жильцы многоквартирных и жилых домов могут снизить расходы на ОДН.

– Что такое ОДН, на каком основании начисляют эти платежи, и почему мы обязаны их оплачивать?
– ОДН – расшифровывается как общедомовые нужды и является фактической разницей между количеством ресурсов, потребленных всем домом, и суммарным поквартирным потреблением. Проще говоря – коммунальные услуги, потребляемые жильцами в процессе пользования общедомового имущества, выраженные в первую очередь в технологических потерях, начиная от ежегодной промывки и опрессовки систем водоснабжения и отопления при подготовке к зимнему периоду, продолжая технологическими сливами и аварийными сбросами при ремонтах и заканчивая сверхнормативным и сверхучетным потреблением коммунальных услуг гражданами (хищениями). На сегодняшний день в перечень коммунальных услуг, в рамках которых в Воркуте предъявляется плата за общедомовые нужды, входят электроэнергия, холодное и горячее водоснабжение, а также водоотведение (канализация).

Согласно п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, собственники и пользователи помещений в многоквартирных и жилых домах, вне зависимости от выбранного способа управления домом, должны оплачивать как коммунальные услуги, предоставленные им в жилом помещении, так и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества. Начисления по ОДН подлежат обязательной оплате на основании п. 18 данных правил.

– На каком основании установлен норматив на потребление водоснабжения в части ОДН с учетом площади чердаков и подвалов? Управляющие компании бездействуют – коллективные приборы учета в домах не устанавливают, так как у них в этом нет никакой заинтересованности, а возможно, для них такая ситуация даже и выгодна…
– Потребление коммунальных ресурсов на ОДН в отсутствие общедомовых приборов учета рассчитывается исходя из установленных нормативов на общедомовые нужды. Нормативы потребления коммунальных услуг с учетом индивидуальных и общедомовых нужд введены приказом Службы РК по тарифам № 63/2 от 23 августа 2012 г. (с изменениями от 28 декабря 2012 г.).

Оплата за услуги ОДН рассчитывается для всех потребителей в доме независимо от наличия или отсутствия у них индивидуальных приборов учета пропорционально площади занимаемых помещений на основании формул, утвержденных Правилами предоставления коммунальных услуг, с учетом общей площади жилых и нежилых помещений дома, мест общего пользования, а также действующих нормативов и тарифов. Поскольку многоквартирные дома в Воркуте, за некоторым исключением, на сегодняшний день не имеют коммерческих узлов учета горячей и холодной воды, а также водоотведения, для расчета платы за ОДН применяется величина норматива.

Управляющая компания не заинтересована в том, отсутствуют или установлены коллективные приборы учета. В первую очередь в этом должны быть заинтересованы собственники – владельцы приватизированных квартир и муниципалитет. Если собственники многоквартирного дома не пришли к общему решению, к вопросу должны подключиться ресурсоснабжающие организации, в обязанность которых вменяется установка общедомовых приборов учета. Однако все расходы по установке общедомовых счетчиков лягут на собственников в любом случае. На сегодняшний день ресурсоснабжающими организациями в адрес администрации города направлены графики установки коллективных приборов учета, которые предусматривают начало проведения работ с апреля-мая этого года. Однако сказать однозначно, будут ли воркутинцы платить за ОДН меньше после установки прибора учета, нельзя – возможно, общее потребление ресурсов превысит даже нормативное потребление.

– Должны ли те, кто проживает в муниципальных квартирах, платить за общедомовые нужды? И можно ли разделить оплату по квартире и ОДН в разные квитанции?
– Договором найма предусмотрена оплата всех коммунальных услуг независимо от того, в какой части производится их начисление, поэтому даже не являясь собственником жилья, квартиросъемщик обязан оплачивать затраты на общедомовые нужды. В то же время, в случае установки коллективных приборов учета в доме, все затраты по этим работам в части муниципальных квартир возьмет на себя администрация города. Что касается счетов – разделения квитанций не будет.

– Президент говорит о шестипроцентном повышении тарифов на ЖКУ, а у нас намного больше получилось, почему так?
– Рост тарифов и рост платы за ЖКУ – это разные величины. В Воркуте повышения тарифов с 1 января 2013 года не было вообще. Рост платы за ЖКУ связан с изменениями нормативов потребления коммунальных услуг гражданами, которые вступили в силу как раз с января этого года. Изменение нормативов было связано в первую очередь с введением платы за ОДН. Некоторые нормативы (в частности, по индивидуальному потреблению ГВС) были вообще снижены. Шестипроцентный рост тарифов (да и платы за ЖКУ в целом) на сегодняшний день является пока декларативной задачей, для решения которой подключены все участники рынка ЖКХ, а также его регуляторы.

– Нельзя ли на оборотной стороне квитанции сделать расшифровку по каждой новой появившейся графе доступным для рядовых граждан языком?
– Абсолютно справедливое замечание. В ближайшее время такая расшифровка появится. Мы постараемся наиболее доступным языком объяснить порядок начисления платы за ОДН.

– На каком основании ежегодно повышаются тарифы?
– В основном все повышения – это индексация тарифов с учетом инфляции, что позволяет им оставаться экономически обоснованными. Это необходимое условие для нормальной работы любого предприятия, особенно коммунальной сферы, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность города. Сразу отмечу, что в последние семь лет в Воркуте повышались тарифы только на коммунальные услуги, жилищные до сих пор остались на уровне 2006 года. Таким образом, стоимость за содержание и текущий ремонт не индексировалась уже семь лет.

– Почему не принимаются меры к должникам, а их долги теперь при помощи ОДН списывают на добросовестных плательщиков?
– Оплата ОДН никак не касается долгов неплательщиков – это, повторим, составляющая коммунальных услуг, которая начисляется всем, независимо от наличия либо отсутствия задолженности. Кроме того, работа с должниками ведется постоянно. Ежегодно в суд направляется порядка 4–5 тысяч исков о взыскании задолженности за ЖКУ. В этом году помимо превентивных мер, коим, к сожалению, сегодня в большинстве случаев является судебное решение, к должникам будут применяться и более строгие санкции. Закон позволяет ограничивать должников в предоставлении коммунальных услуг, в частности, отключать горячую воду и электроэнергию до полного погашения задолженности. Можем заверить, массовое отключение ресурсов в этом году злостным неплательщикам гарантировано. Кроме того, более широко будет развернута практика ограничения на выезд за пределы РФ.

– На мытье подъездов уборщицы берут воду в квартирах жильцов, почему этот объем ресурсов включен в общедомовые нужды?
– Такая проблема существует по всему городу. Компанией, которая занимается уборкой подъездов, уже принято решение об установке в домах, где это возможно, водоразборных кранов. Однако эти работы можно будет провести только в летний период. К домам, где краны поставить не получится – вода будет завозиться. Мы приносим горожанам свои извинения за неудобства, которые сейчас доставляем. Просим вас с пониманием отнестись к ситуации и еще несколько месяцев помочь нам в этом вопросе. Если у вас стоит прибор учета – не стесняйтесь отказать. Наши работники проинструктированы о том, что не должны просить воду в тех квартирах, где есть квартирные счетчики.

– Почему оплату за ОДН по электроэнергии в нашем доме стали начислять с сентября, а в соседнем с ноября?
– С сентября 2012 года оплата за ОДН на электроэнергию стала начисляться только по тем домам, где были установлены общедомовые приборы учета. Для остальных на тот момент еще не были приняты нормативы, необходимые для расчета в так называемых неоприборенных домах. Их утвердили только к ноябрю. Тем не менее, несмотря на то, что такая ситуация оказалась несправедливой для части населения, в летний период у жителей домов, оснащенных коллективными приборами учета, будет более выигрышная позиция. Оплачивать ОДН по электроэнергии летом в отсутствие подъездного и уличного освещения им не придется, в то время как норматив – величина постоянная, действующая в течение всего года. Таковы опять-таки требования законодательства.

– Мне сказали в аварийной службе, что дворовое освещение должно зажигаться в 18:30, а оно включается в 20:00. Почему не соблюдается график?
– Каждую декаду месяца график меняется, так как световой день увеличивается. Мы проверим вашу информацию, уточним точное время включения, и если по дому установлен таймер и наши электромонтеры его не переустановили – все исправим и скорректируем.

– Только вчера нам двор расчистили, почему так долго не могли убрать?
– После сильных метелей на расчистку города от снега требуется не менее двух недель. Изначально все дворы прочищаются в один нож для проезда машин экстренных служб – скорой помощи, пожарной охраны и техники к мусорным контейнерам. Также расчищаются проезды к социальным объектам. Только после этого можно начинать более тщательную уборку дворовых территорий.

– Почему не вывозят снег из дворов? После прошедших метелей его слишком много.
– Договором управления не предусмотрен вывоз снега из дворовых территорий, и жители нашего города за эту услугу не платят. Вы можете инициировать собрание среди собственников жилья вашего дома и принять решение о включении такой услуги и соответственно ее дополнительно оплачивать.

– По какому принципу отбираются корпуса и дома для конкурса на управление многоквартирным домом? Проживаю в поселке Воргашор и не понимаю, почему корпуса одного дома находятся в разных управляющих компаниях.
– Лоты обычно формируются таким образом – дома должны быть подобными, близко расположены и иметь общие сети. Таким образом, в одном лоте не могут быть, например, кирпичный и панельный дома. В вашем случае собственники других жилых корпусов вашего дома своим решением заключили договоры с ООО «УК «Запад». Законодательство позволяет им это сделать в том случае, когда собственников жилья – физических лиц – более 50 процентов. В вашем корпусе большинство квартир муниципальных, поэтому вы не можете поступить так, как ваши соседи. Управляющую компанию вам выбирала администрация города на конкурсной основе.

– Новая управляющая компания в поселке Воргашор, обслуживающая наш корпус, до сих пор не предоставила жильцам информацию о своем адресе, телефонах аварийных служб и т. д. Три месяца компания управляет домом, а мы не знаем, где она находится. Это наводит на определенные подозрения…
– В силу прямых требований закона управляющая компания обязана предоставить жильцам вверенных ей домов полную информацию о своем предприятии, аварийных и диспетчерских службах. Телефоны этих служб должны быть вывешены в подъездах домов, а также указаны в счете-квитанции за ЖКУ. Если эти требования не соблюдаются, можно предполагать о проявлении незаконных действий со стороны предприятия. В свою очередь жильцы, столкнувшиеся с такой компанией, вправе обратиться в надзорные органы – прокуратуру и ГЖИ с соответствующим заявлением с целью проведения проверки деятельности такой управляющей компании и устранения нарушений закона.

– Каждый месяц мы, жильцы общежития по адресу: ул. Ленина, 68, платим за ремонт жилья, но никаких ремонтов не проводилось. Куда идут наши деньги?
– В 2011 году у вас была установлена новая пожарная сигнализация. УК затратила на эти работы порядка 1,5 миллиона рублей. Ремонты частично по комнатам тоже производились. Сейчас к нам обратилась ваша заведующая с заявлением установить новые мойки и унитазы. В прошлом месяце из-за погодных условий заняться этим вопросом не было возможности, но, заверяем, все будет сделано – работы уже запланированы на ближайшее время.

– Почему подъезды не моются с применением хлора – никакой дезинфекции?
– Дезинфекция в подъездах домов при уборке проводится, как и прежде, только сейчас обычную хлорку мы заменили на «Витахлор». Он не имеет резкого запаха, поэтому вы его не чувствуете, что также более безопасно для людей, страдающих аллергией и астмой. Кроме того, по своим качествам «Витахлор» намного лучше традиционного хлорного раствора.

 

Пресс-служба городских предприятий ЖКХ г. Воркуты

 
Распечатать