В последние годы воркутинские предприятия жилищно-коммунального хозяйства переживают серьезный кризис. Неэффективная система тепло- и водоснабжения, а также огромная, даже по меркам страны, задолженность населения за жилищно-коммунальные услуги влияют на постоянное повышение стоимости и низкое качество ЖКУ, предоставляемых потребителям. Подробнее об этих проблемах и о возможных путях их решения рассказал директор ООО «Единый расчетный центр» Михаил Ашихмин.

– Потребителей в сфере ЖКХ, по понятным причинам, в основном интересуют два вопроса: стоимость ЖКУ и их качество. Что касается размера платы как коммунальных, так и жилищных услуг, в данном случае мы имеем совершенно регулируемые цены, определяемые в первом случае Службой РК по тарифам, во втором – администрацией г. Воркуты. Основной причиной высокой стоимости ЖКУ в Воркуте является крайне неэффективная система коммунального обеспечения и обслуживания жилфонда. Город и его инфраструктура строились не только под обеспечение нужд населения, пик численности которого приходился на советские периоды, но и под дальнейшее развитие. Фактически развитие не только остановилось, но произошел обратный процесс – мощнейший отток населения из Воркуты в 90-е и 2000-е годы. Итог – мощность инфраструктуры кратно превышает текущие потребности муниципалитета. Яркий пример тому – поселки, где сейчас пустуют не только отдельные дома, но и целые районы. И если жилищникам проще снимать их с обслуживания, то с сетями ресурсо­снабжающих предприятий («Водоканал», «Тепловые сети Воркуты») дело обстоит иначе. Даже если дом «отрезают» от коммуникаций, прекращается обслуживание лишь небольшого участка сетей, при этом протяженность квартальных и тем более магистральных сетей не меняется. Также не меняется диаметр трубопроводов, от которого тоже зависит эффективность работы сетей в целом. Помимо протяженности и диаметра сетей существует также проблема излишних мощностей производственного оборудования. Зачастую в поселках управляющим и ресурсоснабжающим организациям приходится содержать целые многоквартирные дома, в которых проживает несколько семей. Остро вопрос эффективности стоит для «Водоканала», который нуждается в кардинальной оптимизации. Усинский водовод требует не только срочной замены труб, но и существенного сужения их диаметра, модернизации всего оборудования на насосных станциях первого и второго подъемов. Только при таких кардинальных изменениях можно выходить на какую-то эффективность.

– А необходимы ли сегодня постоянно сокращающемуся городу три энергогенерирующих источника? Не проще ли отказаться от излишних мощностей путем закрытия одного или двух теплоисточников?

– В настоящее время в Воркуте работают три основных теплоисточника – ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ЦВК и ряд локальных котельных, обеспечивающих теплоснабжение поселковых потребителей. И все эти теплоисточники являются неэффективными в той или иной степени. Причина – все тот же отток населения с сокращением объемов полезного отпуска потребителям. В действительности для города и поселков достаточно было бы одной ТЭЦ-2, поскольку этот теплоисточник имеет огромную недозагрузку мощностей. Однако ТЭЦ-2 осуществляет теплоснабжение только поселков Воргашора, Северного и Цементнозаводского. Являясь источником выработки тепловой и электрической энергии на базе угольного топлива, с учетом состояния производственного оборудования
ТЭЦ-2 – достаточно перспективный теплоисточник. Непосредственно в городе теплоснабжение осуществляют ТЭЦ-1 и ЦВК. ТЭЦ-1 на сегодняшний день является бесперс­пективным теплоисточником: в условиях высокой изношенности производственного оборудования, его низкого КПД, а также при малой нагрузке по мощности и высокой себестоимости содержание ТЭЦ-1 экономически неоправданно. И это даже с учетом того, что ТЭЦ-1 работает на угольном топливе. Основную нагрузку по теплоснабжению города берет на себя ЦВК. С точки зрения полезной выработки тепловой энергии и теплоносителя, это наиболее эффективный теплоисточник. В то же время ЦВК работает исключительно на самом дорогом мазутном топливе. Теплоснабжение на базе мазутного топлива в несколько раз дороже, чем при использовании угля. В сравнении с использованием газового топлива разница в затратах получается вообще огромная. Условно остается два основных перспективных теплоисточника. Отсюда и развилки в развитии схем теплоснабжения. Первый вариант – строительство перемычки с «поселковой» ТЭЦ-2 в город с последующей консервацией ТЭЦ-1 и переводом ЦВК в «режим ожидания». Первоначально этот вариант являлся базовым, была разработана проектно-сметная документация, и даже работы планировалось начать в 2014 году, однако акцент сместился в сторону второго варианта. Второй вариант – строительство газопровода к ЦВК с последующей консервацией ТЭЦ-1, а ТЭЦ-2 продолжает работать в «поселковой» зоне реализации теплоэнергоресурсов. Если удастся реализовать этот проект в системе теплоснабжения, то рост тарифов на отопление и горячее водоснабжение в городе удастся сдержать на длительный период времени. Что касается локальных котельных, работающих на теплоснабжение поселков Советского, Заполярного, Сивомас­кинского и Елецкого, то наиболее оправданным вариантом решения является расселение первых двух, а в отношении последних двух необходимо переводить потребителей с централизованного теплоснабжения на локальное. Возможно, эти меры являются крайне непопулярными, но они необходимы.

– У управляющих компаний нет таких проблем. Что им мешает эффективно работать?

– У них свои сложности, в первую очередь пустующее жилье. Дома в городе у нас заселены в лучшем случае на 90 процентов, а в поселках, например, Советском – примерно на 45 процентов. Это в общем, а в отдельных многоквартирных домах проживает по две семьи. Получается, что незаселенная часть дома обслуживается без необходимости и финансирования, а, значит, ни о какой эффективности деятельности управляющих компаний и качестве предоставляемых услуг говорить не приходится. Управляющие компании ежедневно обеспечивают аварийное обслуживание, вывоз ТБО, производят расчистку придомовых территорий, в том числе дорог для проезда машин оперативных служб, мусоровозов, однако при анализе затрат на такие работы для домов малозаселенных деятельность по содержанию, ремонту и управлению такими домами получается крайне неэффективной и невыгодной.

Усугубляет ситуацию состояние жилфонда. При нормальной ситуации дома, аналогичные воркутинским, должны быть реконструированы либо на их замену должны быть построены новые. И это происходит в большинстве муниципалитетов страны. Однако важное условие для этого – экономическая целесообразность. К сожалению, в связи с той же тенденцией убыли населения в Воркуте экономическая целесообразность реконструкции либо строительства нового жилья отсутствует. Потому жилфонд изнашивается, ветшает и приближается к выработке своего ресурса. Управляющие компании осуществляют лишь содержание и текущий ремонт. Возможно, программа капитального строительства исправит ситуацию.

– А как улучшить качество жилищно-коммунальных услуг?

– Если вкратце, то причиной низкого качества услуг управляющих компаний является их неоплата (даже несвоевременная оплата). Чтоб услуги были качественными, нужно их оплачивать вовремя. В настоящее время общий долг воркутинцев по квартплате превышает 3,5 млрд рублей. Отсюда огромный дефицит финансирования деятельности компаний. В конечном итоге, для того чтобы как-то добрать недостающую денежную массу и приблизиться в максимальной степени к своим бюджетам выживания, все предприятия ЖКХ вынуждены увеличивать тарифы и стоимость услуг. Если бы население оплачивало хоть 95 процентов от стоимости полученных жилищно-коммунальных услуг, ни одно из предприятий коммунальной сферы не банкротилось, как постоянно происходит в Воркуте. Постоянная смена компаний лишь усугубляет ситуацию с платежами, так как все происходящее вызывает недоверие граждан. Сегодня в среднем по городу объемы ежемесячных платежей за ЖКУ не превышают 76 процентов, таким образом, компании недополучают по 150–200 миллионов рублей в год, которые позволили бы им выполнять больший объем необходимых работ по жилфонду. Тогда бы и наши дома выглядели совсем иначе как изнутри, так и снаружи. Пока же управляющие компании и ресурсоснабжающие организации из-за неплатежей вынуждены просто выживать в текущих условиях. Все,
что они сегодня могут себе позволить, –­ поддерживать в рабочем состоянии общедомовое имущество, которое содержат и обслуживают. Фактически они осуществляют ремонт в аварийном и предаварийном режиме на основании выданных предписаний или произошедших инцидентов, а должны бы работать в планово-предупредительном режиме.

– Предприятия предпринимают какие-то меры для повышения своей эффективности работы и качества предоставляемых ими услуг?

– Несмотря на жесткие условия деятельности, предприятия ЖКХ в силу возможностей стараются повышать свою эффективность. Так, ООО «Тепловые сети Воркуты» пошли по пути автоматизации работы тепловых пунктов (часть из них полностью работает в автоматическом режиме). Также полностью автоматизирована работа тепловых пунктов в ООО «Водоканал» и принята программа автоматизации ряда производственных процессов, но ее финансирование на сегодняшний день им пока не по силам. Однако даже в таких условиях в ООО «Водоканал» активно проводят работы по замене насосного оборудования с излишней мощностью на более эффективное, реализуется ряд других мероприятий. Достижение руководства «Водоканала» – существенное снижение объема закупаемых электрических и тепловых ресурсов, необходимых для работы. Это всего лишь мизерная часть того, что должно быть сделано в целом в системе ЖКХ города. Масштабные проекты по повышению эффективности работы ресурсо­снабжающих предприятий, которыми сейчас занимается руководство муниципалитета и республики, судя по текущей экономической ситуации, будут реализованы лишь в среднесрочной или долгосрочной перспективе. Поэтому основным решением выхода из кризиса системы жилищно-коммунального хозяйства пока остается работа с потребителями, которые должны понимать всю важность своевременной оплаты ЖКУ.

– Неужели реально взыскать с потребителей 3,5 млрд рублей долгов?

– Как ни странно, но самая ликвидная задолженность – задолженность населения, поэтому с ней можно работать долго и глубоко. Масштабная претензионно-исковая работа в этом направлении начнется в ближайшее время.

Принудительное взыскание задолженности коснется всех потребителей, имеющих задолженность по квартплате. Параллельно с исковой работой активно будет применяться еще один инструмент, который очень результативно действует на должников, – отключение и ограничение коммунальных услуг. Несколько лет назад управляющие компании пробовали внедрить практику отключения горячего водоснабжения, но все осложнилось тем, что для проведения этих работ необходим был доступ в квартиру. Сегодня самым эффективным способом работы с должниками является ограничение услуги водоотведения (канализации). Доступ в жилое помещение в данном случае не требуется и производится прибором «Терминатор» в течение часа. В прошлом году мы уже видели его в действии, работа показала свою результативность. В ближайшее время блокировка канализации у неплательщиков продолжится, но уже в более массовом масштабе – ограничение водоотведения будет производиться одновременно у всех должников определенного дома или подъезда. Активная и, я бы даже сказал, агрессивная работа против неплательщиков начнется с самых состоятельных и известных граждан нашего города. Их должности, места работы и суммы долга по квартплате теперь будут постоянно озвучиваться в местных СМИ – финансово обеспеченным людям должно быть стыдно находиться в списке должников. Кроме того, к решению вопроса сейчас подключилась администрация города. Местные власти проверяют муниципальное жилье на предмет задолженности по ЖКУ. Все злостные неплательщики – наниматели жилья будут выселяться из занимаемых квартир в менее комфортное жилье в отдаленных районах города.

– Если у человека скопилась большая задолженность и он не в состоянии оплатить ее сразу, у него есть возможность избежать вышеперечисленных «санкций»?

– Конечно, но только при условии, что он действительно хочет оплатить задолженность. Единый расчетный центр предлагает гражданам заключить соглашение по реструктуризации долга. Сразу отмечу, правила реструктуризации в настоящее время несколько изменились – для заключения соглашения от должника требуется оплатить единовременно не менее 50 процентов от суммы долга, а выполнение графика погашения задолженности будет строго контролироваться нашими специалистами. Для горожан, имеющих право на меры социальной поддержки – субсидию, нами предусмотрены варианты оказания юридической и практической помощи в данном вопросе. Помимо этого, в ближайшее время Единый расчетный центр намерен предложить всем работодателям программу оплаты ЖКУ из заработной платы работников. Она будет носить добровольный характер, а все вычеты производиться лишь в заявительном порядке. Планируется, что участникам программы предложат некий бонус, но об этом мы расскажем отдельно. В целом мы открыты для диалога с должниками и готовы рассматривать различные ситуации в индивидуальном порядке, но, главное, повторюсь, чтобы у человека было желание оплачивать свою задолженность.

 

Пресс-служба городских предприятий ЖКХ г. Воркуты

 
Распечатать