Проблемы и возможности развития арктических моногородов России сегодня вновь актуальны на фоне общей кризисной конъюнктуры отечественной экономики. Некоторые градообразующие предприятия сталкиваются с большими финансовыми трудностями, находятся на грани банкротства, в то время как от них сильно зависит жизнеспособность муниципальных образований.

Федеральные и региональные трансферты по-прежнему являются основным источником средств на поддержание и модернизацию моногородов. В условиях сокращения расходных статей бюджетов и игнорирования местными властями эффективных практик по привлечению внебюджетных средств и повышению инвестиционной привлекательности территорий, перспективы улучшения ситуации в моногородах сильно снижаются.

Мониторинг текущей ситуации в моногородах Арктической зоны сегодня является ключевой задачей. Оценка социально-экономических показателей будет способствовать выработке комплексной стратегии развития моногородов Арктики, учитывающей их специфику, состояние и перспективы диверсификации экономики.

Цель исследования – анализ системы мер поддержки моногородов Арктической зоны Российской Федерации для определения ключевых проблем и возможностей развития, которые обусловливают важность выделения арктических моногородов в отдельную группу и запуска особых механизмов работы с ними.

Задачи исследования:

- характеристика текущей социально-экономической ситуации в монопрофильных муниципальных образованиях Арктики на основе статистических данных;

- экспертная оценка социально-экономической ситуации в моногородах, а также механизмов поддержки их развития;

- выработка рекомендаций по оптимизации осуществляемой работы с монопрофильными образованиями Арктики как специфическими территориями, на основе комбинирования стратегического планирования и проектного подхода.

Исследование проходило в несколько этапов:

- сбор статистической информации (данные Росстата, Министерства экономического развития, Министерства промышленности и торговли, официальных порталов муниципальных образований);

- проведение экспертных интервью по формализованным анкетам;

- обработка и интерпретация полученных данных, анализ.

Всего было проведено 28 интервью с экспертами из всех монопрофильных муниципальных образований Арктической зоны, среди которых:

- представители компаний, работающих в Арктической зоне – 7 интервью;

- представители органов исполнительной власти субъектов федерации, входящих в Арктическую зону – 3 интервью;

- главы моногородов Арктической зоны – 11 интервью;

- эксперты, специализирующиеся на проблемах моногородов и экономике арктических регионов – 7 интервью.

Ключевые выводы:

1. Отраслевая структура экономики моногородов Арктической зоны определяется в большей мере их ресурсно-сырьевой базой и довольно типична: есть доминирующая (чаще всего – сырьевая) отрасль, в которой работает градообразующее предприятие, при этом наиболее распространена цветная металлургия, на втором месте – угольная промышленность. Это обусловливает однородность профессионального состава населения и низкую диверсификацию сфер занятости. От финансового состояния градообразующего предприятия сильно зависит и наполняемость местного бюджета, и благоустройство территорий. Внутренний рынок скорее неблагоприятен, и бизнес-структуры даже из смежных отраслей не всегда находят на нем свою нишу. В сложившейся ситуации требуется не только диверсификация экономик моногородов, но поддержка развития средних и малых производств в доминирующей отрасли.

2. Арктические моногорода преимущественно демонстрируют регрессию по демографическим показателям: везде наблюдается отрицательная динамика численности населения (кроме г. Норильск), усиливается миграционный отток и лишь в четверти моногородов зафиксирован естественный прирост населения. Все это создает сильные диспропорции в структуре занятости и потенциально будет определять снижение мощностей градообразующих предприятий.

3. На сегодняшний день социальная, жилищно-коммунальная и транспортная инфраструктура сильно изношены и не создают условия не только для развития, но даже для относительно комфортного проживания населения моногородов Арктики. Большую роль в их модернизации и расширении играет государственно-частное партнерство – в монопрофильных образованиях, в которых происходит тесное сотрудничество власти и бизнеса, эти процессы идут быстрее и качественнее. Наиболее остро стоит проблема обеспечения населения современной жилищно-коммунальной инфраструктурой – убыточность строительных проектов отталкивает частных застройщиков, а инвестиции местной власти и градообразующего предприятия не могут полностью удовлетворить существующие потребности.

4. Транспортная система Арктики также нуждается в развитии, поскольку отсутствие, ограниченность или низкое качество ее объектов сильно замыкают производителей (особенно малых и средних) в моногородах на внутренний рынок сбыта и купируют наращивание объемов производств из-за колоссальных транспортных издержек. Малая альтернативность путей сообщения, типичная для Арктической зоны не позволяет предпринимателям выбирать выгодные и удобные способы транспортировки грузов. Возникает необходимость или создания капиталоемкой инфраструктуры, или софинансирования транспортных расходов бизнеса арктических моногородов.

5. Абсолютное большинство бюджетов моногородов – дефицитны, и просматривается тенденция к ухудшению ситуации. Одновременно инвестирование в основной капитал составляет максимально 8% всех расходов монопрофильных образований, то есть финансирование непосредственного развития за счет средств местных бюджетов почти не осуществляется – мало инвестируется в создание и модернизацию инфраструктуры и поддержку производственных отраслей.

Про результатам исследования даны рекомендации по развитию моногородов Арктической зоны Российской Федерации.

СКАЧАТЬ

arctic.gov.ru

 
Распечатать   2 488 просмотров