20 октября 2011 в Страсбурге заместитель Председателя Совета Федерации, руководитель российской делегации в КМРВСЕ Светлана Орлова выступила на 21-й пленарной сессии Конгресса местных и региональных властей Совета Европы. В начале своего выступления на сессии КМРВСЕ Светлана Орлова поблагодарила Бюро и всех членов Конгресса за поддержку российской инициативы обсудить тему энергообеспечения, и оказанную помощь в подготовке доклада и проекта резолюции. Тема энергообеспечения и энергоэффективности, по словам вице-спикера Совета Федерации, не нова для Конгресса. Мы неоднократно обсуждали эти вопросы, в том числе в контексте культуры энергопотребления и изменений климата, заметила она. “Мы отдаем себе отчет в том, что в условиях происходящих изменений климата, факторов техногенного характера возрастают риски и угрозы для населения не только в части бесперебойного обеспечения энергией для жизни, но и в части безопасности того или иного способа энергообеспечения”, – отметила С.Орлова.

Напомним, что руководитель российской делегации, заместитель Председателя Совета Федерации Светлана Орлова была переизбрана на пост заместителя Председателя КМРВСЕ – члена Бюро Конгресса. По ее словам, события в Японии обеспокоили многих европейцев, поставив под сомнение будущее ядерной энергетики, повысив актуальность альтернативных источников энергетики. Очевидно, заметила руководитель российской делегации, модель энергетического развития на базе традиционного способа потребления энергии изжила себя и все более противоречит императивам сохранения экологической биосистемы Земли. А экоэкономика, зеленая промышленность – стали реальным руководством к действию в социально ответственных обществах. “Местные и региональные власти призваны играть все возрастающую роль в вопросах разумного потребления энергии, территориального энергетического планирования, привлечения инвестиций и новых технологий, стимулирования энергосбережения. Это означает, что их роль и ответственность в сфере нового типа энергопотребления будут неуклонно повышаться”, – продолжила С.Орлова.

В соответствии с Европейской хартией местного самоуправления местные и региональные власти должны принимать обязательное консультативное участие в обсуждении вопросов инфраструктур транспортировки энергоносителей, что позволит учитывать интересы территорий, по которым проходят объекты трансъевропейской энергетической инфраструктуры. В своем обращении к участникам заседания вице-спикер Совета Федерации отметила, что необходимо формировать национальное законодательство, учитывающее важность энергоэффективности и разграничивающее полномочия национального, местного и регионального уровней. К примеру, в России создана целостная система национального законодательства, включающая Федеральный закон “Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности”, “О теплоснабжении”, “О газоснабжении”, “О естественных монополиях”, технические регламенты и другие. Председатель Правительства России Владимир Путин 26 августа 2011 года поручил подготовить пакет законопроектов, которые позволят упростить процедуры получения разрешительной документации на строительство нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов и внедрять “передовые технические нормы, соответствующие мировым стандартам”. Новый подход предусматривает, что для компаний будут установлены целевые параметры обеспечения безопасности и жесткая, в том числе финансовая, ответственность за их нарушение.

Далее С.Орлова сообщила, что субъекты Российской Федерации приняли региональные программы энергосбережения и повышения энергоэффективности. Также активно функционирует рабочая группа по энергоэффективности Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию. В своем докладе С.Орлова познакомила участников 21-ой сессии КМРВСЕ с примерами региональных пилотных проектов в данном направлении: в рамках проекта “Энергоэффективный социальный сектор” на пилотных объектах в 9 регионах (Калужская область, Тверская область, Краснодарский край, Республика Татарстан, Пермский край, ХМАО, Красноярский край, Нижегородская область, Новгородская область) проведены обследования в школах. пилотный проект “Энергоэффективный город” реализуется в 4 городах России – Тюмень, Апатиты, Воркута и Казань. Проведены энергетические обследования, разработаны бизнес-кейсы и начато внедрение энергосберегающих мероприятий на основе энергосервисных контрактов. Подробно вице-спикер Совета Федерации остановилась на следующем примере: Фрунзенский район входит в число крупнейших районов Санкт-Петербурга. В районе проживает более 400 тысяч человек, находится 1081 многоквартирный жилой дом и 274 здания учреждений бюджетной сферы (детские сады, школы, учреждения здравоохранения). Район – крупный потребитель энергетических ресурсов. Жилищный фонд района и учреждения бюджетной сферы в 2010 году потребили более 60 миллионов кВтч электроэнергии, 3 миллионов Гкал тепловой энергии, 25 миллионов кубометров воды. На сегодня практически все жилые дома оснащены узлами учета тепловой энергии. Следующий этап – установка индивидуальных тепловых пунктов с системой погодного регулирования. 27 пунктов уже установлены. Жители района получают информацию о потреблении тепла в их доме, как в натуральном, так и в стоимостном выражении в режиме он-лайн. По каждому учреждению разработан план мероприятий эффективного расходования энергоресурсов. Район готов к заключению энергосервисных контрактов, что позволит привлечь частные инвестиции в эту сферу. Богатый опыт в этой сфере накоплен в Европе.

В частности отмечу вклад Фонда в поддержку экономики и устойчивого развития регионов Европы – ФЕДРЕ, а также Конвенции мэров – европейской инициативе, вовлекающей местные и региональные власти в процесс повышения энергоэффективности и использования возобновляемых источников энергии на их территориях. С.Орлова предложила по линии Комитета КМРВСЕ по актуальным вопросам наладить постоянный сбор информации в виде базы данных по новым технологиям и передовому опыту в сфере энергосбережения, а также наладить регулярный диалог по этой теме с Конвенцией мэров. Пропаганда и стимулирование культуры “энергопотребления” – эффективный инструмент решения многих проблем энергетики и экологии, заметила вице-спикер СФ. Конечно, любая услуга должна быть доступна по приемлемым ценам. А этому, в свою очередь, способствует конкуренция энергетических компаний, развитие малой и альтернативной энергетики, оптимизация топливно-энергетического баланса. К примеру, Кислогубская приливная электростанция в Мурманской области использует энергию морского прилива – это пример нашего сотрудничества с европейскими компаниями. В целом по России объекты малой гидроэнергетики составляют 10%, энергетические установки малой мощности 85%, а возобновляемые источники энергии 5% от общего числа объектов малой энергетики. Программа развития малой гидроэнергетики предполагает строительство до 2020 года малых ГЭС на территории России суммарной мощностью до 1 тыс. МВт. Только на территории Республики Карелия планируется построить 55 таких станций. 93% установок малой мощности – дизельные электростанции и основная их масса находится в Республике Саха (Якутия) и Чукотском автономном округе. В Германии 17 % энергии поставляют возобновляемые источники. Атомные электростанции производят четверть электричества. Более половины энергопроизводства приходится на газ и уголь.

Добыча угля в Германии прекращается в 2018 году. Отказ от мирного атома и угля требуют многомиллиардных инвестиций в развитие альтернативной энергетики. Найти их в условиях кризиса будет нелегко. Поэтому возрастает роль надежного и безопасного энергообеспечения Европы газом. Россия – проверенный временем поставщик энергоресурсов на рынок ЕС. С 2000-го года началось стратегическое партнерство в энергетическом секторе Россия-ЕС. Совместная тематическая группа реализует Инициативу по энергоэффективности. По прогнозу экспертов в экономической зоне ЕС импорт энергоносителей к 2030 году будет составлять 70%, в том числе импорт нефти может вырасти с 76% до 90%, импорт газа — с 40% до 70%, угля — с 50% до 70%. С удовлетворением хотелось бы отметить некоторые успешные проекты сотрудничества между Россией и Евросоюзом. В ноябре текущего года при участии Дмитрия Медведева и Ангелы Меркель состоится торжественный запуск первой “ветки” Североевропейского газопровода. В его реализации используются самые передовые технологии ведущих западных компаний. Учитываются самые высокие требования в сфере экологии.

Хорошо зарекомендовал себя Механизм раннего предупреждения. Российские и есовские эксперты активно работают над проектом Дорожной карты энергосотрудничества Россия-ЕС до 2050 г. Отдельно С.Орлова остановилась на ряде существующих проблем в энергосотрудничестве. “Российское руководство последовательно выступает против политизации Энергодиалога. Нам известно стремление наших партнеров к диверсификации поставщиков газа в Европу и это нормально. Вместе с тем мы исходим из того, что и диверсификация маршрутов доставки также важна. К тому же, с учетом перспективного спроса на энергоносители в ЕС все трубопроводные проекты служат интересам укрепления энергобезопасности Евросоюза”, – пояснила российский законодатель. В этой связи, по ее мнению, возрастает актуальность реализации проекта “Южный поток”, так как данный проект будет способствовать укреплению энергобезопасности Центральной и Юго-Восточной Европы. Сильной стороной “Южного потока”, заметила С.Орлова, является наличие у него гарантированной ресурсной базы. Старт проекта намечен на декабрь 2012 года.

Как считает руководитель российской делегации, взаимодействие государств Европы в энергетической сфере является многоплановым. Примером служит сотрудничество в области биотоплива и биожидкостей, реализация пилотного инвестиционного проекта строительства ветропарка ВЭС 100МВт в Краснодарском крае. Проект будет задействован в период Зимних Олимпийских игр 2014 года в городе Сочи. Далее С.Орлова напомнила о том, что развивается европейское сотрудничество в области улавливания и хранения углерода и технологии чистого угля. Так, Россия представила новую технологию подземной газификации угля (ПГУ) на месте его естественного залегания. Это, по мнению экспертов, открывает возможность производства не только газового энергоносителя для генерации электроэнергии, но и синтез-газа для получения синтетических углеводородов. Предлагается совместный пилотный проект ПГУ по новой технологии, а результаты его эксплуатации передать во все заинтересованные страны Европы для внедрения.

Россия рассматривает все аспекты сотрудничества с государствами Европы, включая трубопроводные, в комплексе, заметила С.Орлова. “Соединение топливно-энергетического потенциала России с технологическо-финансовыми возможностями Европы – лучший путь к созданию одного из наиболее мощных полюсов развития в мире, основанного на общей европейской культуре, ценностях демократии и прав человека. Это – и путь к преодолению последствий мирового кризиса. Сотрудничество в этой сфере по линии регионов и муниципалитетов может помочь снизу укрепить наше партнерство в интересах простых европейцев”, – заявила заместитель Председателя Совета Федерации С.Орлова.

www.advis.ru

 
Распечатать