Воркута по праву славится и гордится своими шахтёрами, спортсменами, художниками. Однако есть область искусства, которая как бы осталась в стороне от официального признания по причине удалённости нашего города от Центра. Это рок-музыка. Но как бы то ни было, и на этом небосклоне зажигали воркутинские звезды.

Наш собеседник Александр Грата – легендарная личность для бывших и нынешних воркутинцев, имеющих хоть какое-то отношение к музыке, который смело и уверенно поднял рок-культуру Воркуты не только на российский, но и на международный уровень.

Вот что о нём говорится в википедии.

Александр Грата – российский композитор, поэт и вокалист. Музыкальную деятельность начал в 90-х годах с участия в воркутинской группе «Alter Ego». С 1990 по 1993 годы Александр – вокалист питерской группы «Август» под управлением Олега Гусева. В 1999 году создаёт группу «Persona Non Grata», исполняющую поп-рок, снимает несколько видеоклипов, выпускает альбом, выступает преимущественно в московских клубах. В 2002 году он приглашён Аллой Пугачёвой в программу Рождественские встречи, где группа «Persona Non Grata» исполнила по просьбе Примадонны песню «Set Me Free» из своего дебютного альбома. Его песни исполняют Григорий Лепс, Лайма Вайкуле и другие эстрадные певцы.

Это вкратце. Ну, а если подробнее, то Александр Грата родился в Воркуте и учился в СОШ № 13, что расположена во Шахтёрском жилом районе. Первое знакомство с музыкой и с гитарой у маленького Саши произошло благодаря старшему брату: сначала в доме появилась гитара, на которой Александр упражнялся целыми днями (благо брат показал ему несколько аккордов), а потом появился магнитофон «Маяк-203» развитие музыкального вкуса у будущего музыканта и композитора прошло под воздействием корифеев рок-н-ролла и рока: «The Beatles», «Led Zeppelin», «Deep Purple», «The Doors» и других звёзд рока 70-х годов.

И в то время, как все школьники мечтали стать космонавтами, лётчикам-испытателями или, в крайнем случае, известными киноартистами, Александр, окружённый музыкой и погружённый в неё, не задумывался о будущем пути. Просто созерцал окружающий мир, вёл экзистенциальные наблюдения за жизнью, играл на гитаре, то есть, прямо и косвенно культивировал и проявлял своё творческое предназначение. Постепенно полученные наблюдения стали формироваться в стихи и ноты. Появились первые песни.

В самом начале 80-х годов на весь СССР гремели две команды: «Машина времени» Андрея Макаревича и «Воскресение» Алексея Романова. И первые песни Александра Грата – как и множество песен других молодых музыкантов той поры – имели явное сходство с творчеством этих легендарных групп.

Однако сам Александр эти свои песни практически не пел. Он отдавал их своим младшим друзьям-музыкантам. В то время в Шахтерсом районе была популярна комната школьника «Костёр», где после уроков тусовались подростки. Почти при каждой комнате школьника был свой ВИА (вокально-инструментальный ансамбль). По субботам и воскресеньям там проводились танцы. Именно в «Костре» игрались первые песни Александра Граты. А сам Александр в ту пору уже имел свой собственный музыкальный почерк и играл в команде «Alter Ego» – был одним из её организаторов, автором песен и названия группы.

Жизнь музыканта не предполагает оседлости и спокойных домашних вечеров: гастроли, поездки, концерты, работа в студии. Тем не менее, нам всё же удалось застать Александра Грату дома и – благодаря современным технологиям – по скайпу взять у него эксклюзивное интервью для читателей газеты «Заполярья», которую он помнит, хоть уже давно и не живёт в нашем городе. Опустим типичные в подобном случае приветствия, разговоры о погоде в Москве и Воркуте, а перейдём сразу к сути дела. 

– Саша, поскольку в последнее время российский зритель прочно «присел» на всякого рода развлекательные шоу, типа «Звёзды в цирке», «На льду» и прочее, давай сразу поговорим о проекте, в котором участвовал ты и который собрал у экранов телевизоров огромное число воркутинцев, так как здесь живут твои одноклассники, друзья, а также многие помнят тебя по воркутинской рок-группе «Alter Ego». Я говорю о «Битве хоров», где ты сражался за Санкт-Петербург в команде Виктора Дробыша.

 – Начну с того, что газету «Заполярье» я не только помню, но и сейчас иногда захожу на её сайт. А в проекте «Битва хоров» я вообще не собирался принимать участие: мне это было не по нраву. Попробую по порядку. Мой первый опыт соревновательных музыкальных выступлений начался с конкурса школьных ВИА, проходивший в воркутинском Дворце пионеров, где наш ансамбль исполнил песню моего сочинения и стал победителем. Я уже забыл какой это был год. Но насколько могу судить сейчас, песня была дурацкая. Тем не менее, некоторые ребята в моей родной Воркуте её помнят до сих пор. Ученые утверждают, что человек меняется полностью в течении 7 лет, за которые все клетки организма обновляются. И правда: я уже не могу вспомнить свои сочинения тех времён, потому что это была первая тренировочная ступенька.

Мне вспоминается рок-фестиваль в ДКШ, где я играл в составе хэви-метал группы «Alter Ego». Немного повзрослевший и немного поумневший, я продолжил исполнять песни собственного производства, а также песни в соавторстве с моим другом и басистом этой группы – Ваней Алимовым. Вани уже нет в живых, а с гитаристом Сергеем Савельевым и барабанщиком Сергеем Лиличенко мы очень редко, но всё же общаемся. Так вот, на этом фесте наша команда оказалась победителем рок-соревнования. Однако организаторов очень напрягло то, что публика на нашем выступлении переломала все кресла, орала и бесновалась, отчего какие-то люди в штатском пытались за кулисами пресечь наше шоу. Но у чекистов ничего не вышло.

– Сильно отличается то легендарное время от нынешнего?

– Бесспорно. Хочу отметить важную деталь. В те годы, было ещё не принято пропихивать своих, «покупать» жюри, и вылезать при помощи всех этих мерзопакостных телодвижений. Всё происходило по «чесноку», справедливо. В общем наш metal band «Alter Ego» в течении последующих пяти лет постоянно становился лучшим на всех рок-фестивалях Республики, что видимо организаторам надоело, и нас стали приглашать на фесты уже только в качестве гостей. Как положено было для той эпохи, гостиницы, куда организаторы фестивалей поселяли рок-музыкантов, превращались в бедлам. Не то, чтобы мы тупо подражали стилю жизни «sex, drugs, rock-n-roll», просто мы таковыми и были – естественными, настоящими, за что и нравились рок публике.

– А как получилось, что ты покинул Воркуту?

– Я был приглашён в качестве солиста в Питер в рок-группу «Зарок». В то время меня угораздило принять участие в песенном конкурсе, организованном компанией композитора Виктора Резникова «Рекорд». Конкурс был разношёрстный. Именно тогда я в первый раз столкнулся с попсой, носом почуяв всем знакомый запах. И именно тогда я увидел никому ещё не известный дуэт «Чай Вдвоём», который спел какое-то недоразумение, но будучи в летных шлемах, с нелепо поставленным танцем, вышел в победители этого состязания. После шоу я столкнулся с Женей Орловым, да-да, с тем самым – теперь известным – поп-продюсером (Филипп Киркоров, «Отпетые мошенники», «Сливки», «Гости из будущего»), а тогда худеньким, начинающим поп-музыкальным дельцом, который мне справедливо заметил «Сань, ну ты себя как-то не проявил должным образом». Полностью согласен. Я и не хотел себя проявлять особо, а просто спел тихую, спокойную песню, которая называлась «Мама». Разве я не понимаю, что с такой песней невозможно удивить всех этих бесноватых. А вот «Чай Вдвоём» – они удивили!!! И дела у них, конечно, пошли в гору. Я не хочу их как-то оскорбить, просто отмечаю, что они – попсовики. А это другой мир, иные характеры и приоритеты, иные моральные ценности и нравственные авторитеты.

– Потом ты, по-моему, ещё с ним встречался?

– Да, это была следующая запомнившаяся мне «солянка», где я встретился с Женей Орловым, уже в Москве, в «Кристалле» на «Рождественских встречах» Аллы Пугачёвой. Мне в то время приходилось лабать в кабаках, но вот как-то случайно мои записи оказались у Аллы Борисовны, и ей очень понравилась моя песня «Set Me Free». Причём именно в английском варианте, а не в русскоязычном. Ну, думаю, и ладно. Всё равно хорошо, что такая, в общем-то, мягкая, лиричная, мелодичная, но не попсовая песня прозвучит в эфире. Примечательно, что Женя Орлов сильно изменился в смысле «габаритов». Это был уже толстяк, миллионщик, на 600 сотом «мерине» с водилой. Но в моей душе он останется как худенький клавишник в питерской группе «Зарок», отдавший свою юность рок-н-роллу. Но вернёмся в «Кристалл». Женя откровенно удивился, встретив меня на «Рождественских встречах». Но, как и прежде, я не собираясь себя как-то проявлять, просто хотел спеть людям красивую, хорошую песню по приглашению Аллы Борисовны. Ей я благодарен, скорее, не за само приглашение на «Встречи..», а за знакомство на шоу с группой «Океан Эльзы», с Вячеславом Вакарчуком. У наших групп оказалась общая гримёрка – вот это было для меня самым приятным событием на этом «празднике жизни». Вакарчук тогда сказал: «Сегодня прозвучит всего две песни, ребята: наша и ваша. Больше песен вы не услышите». Вот так. 

– В каких проектах подобного рода ты ещё участвовал?

– Несколько соревновательно-музыкальных, но невесёлых опытов, я почерпнул не так давно. Прежде всего, это участие в шоу «Хит» (канал «Россия»). Друзья посоветовали отослать туда пару своих песен, и мне пришёл ответ, что им всё понравилось и меня приглашают в это шоу. Наметили день съёмок видео-профайла, на который приехала съёмочная бригада канала. Сначала мы снимались на репетиционной базе с моей группой «G.R.A.T.A.» с моими друзьями и по совместительству участниками группы. Мне очень хотелось показать в эфире хороших, но неизвестных музыкантов. В общем, всё сняли, уехали. А через неделю мне на «мыло» приходит письмо с канала «Россия», где говорится, что я – профессиональный композитор, и они вынуждены меня из шоу убрать. «Профессиональный»!!! Это было моё первое знакомство с тактикой восхитительного продюсера Вити Дробыша, который принимал участие в организации этого шоу. Ну, думаю, хрен с вами, плюнул и пошёл дальше.

Примерно через месяц один мой приятель уговаривает меня съездит прослушаться на «Фактор Х», которым рулила Алла Пугачёва. Сказать по правде, я сильно этого не хотел, но поехал и прошёл прослушивание. Пугачёва только поинтересовалась: «А ты можешь так не хрипеть?» «Ну что ж, – ответил ей, – могу спеть и чисто». В общем, первый тур прошёл. Первый раз в жизни я увидел толпы, тысячи страждущих конкурсантов, съехавшихся со всей страны. И все-таки это какое-то безумие! Следующий тур предполагал исполнение песни из предложенного участникам списка. Из всего того, что там предлагалось, я ничего хорошего для себя не нашёл, и мне пришлось выбрать песню Меладзе «Красиво». Я сделал её в несколько металлической манере.

Получилось очень забавно и новаторски. Кстати, позже, во время другого ТВ-шоу, я показал свою кавер-версию самому Валерию Меладзе, и он смеялся от души, сказал: «Прикольно». Ну так вот. На этот самый «Фактор Х» я готовил одно, а за час до начала второго тура, выходит какой-то чёрт из организаторов и заявляет «Отбой тем песням, что вы готовили. Все сегодня поют одну песню. И это песня Игоря Крутого «Друг». Песня Игоря Крутого «Друг», Карл! И это должен спеть я! Думаю, что на смертном одре у меня будет лишь одно сожаление: что я не спел Алле Борисовне песню Игоря Крутого «гроулингом». А ведь уже решил, но не сделал. Подумал, что не поймут юмора. Никогда не думайте! Делайте! Я просто вышел на сцену молча, и почти сразу же покинул этот вертеп.

– Саша, теперь «Битва хоров»?

– Да, мы плавно подошли к последнему моему телевизионному соревновательному перформансу – это шоу канала «Россия» «Битва хоров». Мы его нежно называли «Битвой [censored]». На шоу меня позвал Костя, он же Коха, он же основатель и вокалист питерской рок-группы «Pushking». В то время мы с ним были в прекрасных отношениях. Тогда мы помогали друг другу: я записывал что-то для него, что-то пели вместе. Он тоже что-то пел для моих прожектов, приглашал на какие-то выступления в Питер. В общем, обычное дело. Идея «Рок хора», кстати, прекрасная и она мне нравится до сих пор. Сразу сделаю заявление, что я подписался под это дело, с условием, что это будет действительно рок-хор с соответствующим репертуаром. В общем, через некоторое время мы собрались в Питере на кастинг, честно на нём отпели вместе со всеми, кто пришёл на него. Я увидел второе массовое помешательство, но уже в Питере. О сколько же неадекватного люда у нас в стране! Первая тревожная мысль меня посетила тогда, когда шёл отбор по принципу красоты девушек с каким-то минимальным вокальным опытом и умением. Хотя я предлагал нескольких стоящих рок-певиц из Москвы. Проехали. Итак, шоу началось с кавера на песню… кого б вы думали? Ну, конечно, Виктора Дробыша! – «Свет Моей Любви».

Эту песню пела Кристина Орбакайте. Не скажу, что мне этот кавер не понравился, но в особом восторге я не был. Хвала Косте, что он сделал вокальные хоровые аранжировки в духе «Queen» (кстати, там нет ни одного голоса девушек из нашего рок-хора). Следующий номер был мне по вкусу: попурри из песен «Led Zeppelin», «AC/DC», «Deep Purple», «Queen» – слушалось и смотрелось оно здорово. Я был в своей тарелке и надеялся, что далее будет ещё круче.

Но ошибся. С того момента предложения и обсуждения репертуара сузились до Кости и Дробыша. То есть, на следующий день мы узнали, что следующим номером будет песня Александры Пахмутовой «Нежность». И кавер был сделан уже ни в каком не в рок-ключе.

В общем и целом, впоследствии рок-номеров было сделано ещё три. Это кавер на песню «Машины времени» «Поворот».

Кстати, идея с bikes & girles, барабанящим по мусорным бакам, моя (поклон). Практически в оригинальной версии песня «Gorky Park» «Moscow Calling» вместе с Маршалом и гитаристом Алексеем Беловым.

И, наконец, кавер на песню «Kiss» «I Was Made For Loving You, Babe», единственный, в котором можно с небольшой натяжкой отметить женское рок-пение одной из девчонок. Все остальные номера, дорогие мои друзья, были поп-песнями. А об одном номере хочу немного рассказать отдельно. Это песня из мультика «Летучий корабль». От участия в этом театре юного зрителя я отказался сразу и практически уже ушёл с проекта. Как потом мне рассказывали очевидцы, Виктор Дробыш всю дорогу с площадки ГлавКино, где мы базировались, до Москвы материл меня на чём свет стоит. Вечерний звонок Кости Шустарёва меня вернул. Мне реально стало жалко парней, а солировать могли только Костя, Саня Иванов и я. Ну так «наотбирали» на кастинге! Такая была изначальная задумка – ставить на нас троих. Но петь песни, не имеющих к року никакого отношения, я не подписывался. Моя свобода решений в некотором смысле была обусловлена тем, что я не подписал договора с каналом «Россия», так как, прочитав его в гостинице, сразу выбросил в мусорную корзину. Конечно, ситуация с репертуаром и постановками номеров на дурацкие песни меня угнетала, и я иногда срывался в рок-н-ролл. «Перезагрузки» были вполне в духе нормального рокера: высадить дверь в студии, погонять девчонок по этажам, переломать кресла в номере, расколотить торшеры, зашугать охранников. Ну, в общем, нормальный рокерский набор. И что характерно: меня с проекта так и не выгнали. Какая досада! Я ушёл сам.

Вот на этом мои соревновательные перформасы заканчиваются. На долго ли? Не знаю. Может быть мне однажды захочется ещё раз пощекотать нервы и устроить «ракенролльный» переполох в каком-нибудь тихом ТВ-болоте.

– Несколько лет назад до меня дошли слухи, что ты иммигрировал в Коста-Рику. Но как я сейчас вижу – это враньё. Расскажи, что это за история.

– Действительно, я должен был лететь в Сан-Хосе, в Коста-Рику, но это должно было быть выступление с программой «Brothers In Arms», которое там организовал мой приятель и лучший рок-вокал в Центральной Америке – Антон Даруссо. Он выходец из России. Родители его перевезли в Коста-Рику в юности, и он давно уже прокатывает как местный «мучачос». Так вот, с ним мы записали альбом мелодического хард-рока. Нам так же помогало много прекрасных музыкантов из разных стран мира. Альбом получился замечательный и Даруссо его уже готов там выпустить. Тем не менее в Коста-Рику я так и не попал.

– А что случилось?

– Случилось то, чего ни я, ни Даруссо не ожидали. В Сан-Хосе уже шла реклама концерта, висели плакаты, запланированы встречи с продюсерами, шоу-кейс, несколько интервью на местных радиостанциях… И после всего этого великолепия, мне не разрешает въезд в Коста-Рику какой-то яйцеголовый «чиканос» по причине того, что я не предоставил в консульство мифическую справку о несудимости за последние 10 лет, которой в перечне документов не было. Костариканцы попали на «бабки» из-за причуды своего темнокожего весельчака – консула. Конечно все были расстроены, и я переживал очень. И вот за полгода депрессняка я записал и выпустил альбом с инструментальной музыкой Grata «Seven Dreams».

Затем я записал со своей группой «G.R.A.T.A.» альбом «Капли Состраданья».

Успокоился и продолжил движение.

– Саша, а что случилось с группой «Sixth Sense»? На сколько мне известно, это был некий европейский ответ группе «Gorky Park»?

– «Sixth Sense» создавалась как некая российская тяжёлая супер группа. Ну, прикинь, гитарист Слава Молчанов играл и играет у всех «топовых» артистов России, ударник – Олег Ховрин, тоже самое – зубо-дробильный ударник. Бас-гитарист, Василий Дронов, по мнению многих, один из лучших рок-металл басистов страны. С первых песен к нам было приковано внимание всей музыкальной общественности и братии.

Не смотря на завистников, чего в нашей Отчизне, выше крыши, у нас получился прекрасный старт. Для него потребовалось лишь одно выступление на разогреве монстров металла «Manowar» – и уже через неделю у нас был менеджер и продюсер в одном лице, известный Ованес Мелик-Пашаев из Софии, куда он перебрался в лихие 90-е после покушения на него. Наш рейтинг поднимался стремительно, записывались песни, снимались клипы, мы «разогревали» в Европе «Alice Cooper», «Whitesnake», «Def Leppard», «Twisted Sisters», Joe Lee Turnera, выступали на одной сцене со «Slayer», «In Flames» и множеством других известных команд. Вот-вот наши клипы должны были начать ротацию на MTV Europe… Но тут грянул 2008 год с его [censored] кризисом. И без финансовой поддержки «Sixth Sense» не смог выйти на высокую орбиту. Потом было время конфликтов. И настала пора опять возобновить наше совместное творчество.

Сегодня «Sixth Sense» записывает новый альбом и готовит новую программу выступлений. На прошлой неделе сняли клип на балладу. Первое шоу мы дадим в Москве в середине декабря.

Творческая мозаика Александра Граты будет не полной, если не упомянуть о его глобальном международном арт-прог-рок проекте «Voice Of Babylon».

Здесь за основу взяты музыкальные композиции Александра с арт-идеями дизайнера-оформителя Эда Юницкого. На сегодняшний день в проекте спели, записались, сыграли уже 40 прекрасных музыкантов из различных стран. Поимённое перечисление займёт продолжительное время. Можно только отметить некоторых из них: Александр Грата (музыка, текст, вокал, гитара, аранжировка, программирование), Тони Кейри – легендарный клавишник, создавший вместе с Ричи Блэкмором группу «Rainbow», Джоанна Клей, много певшая и сочинявшая для Голливуда, обладающая прекрасным низким женским голосом, Антон Даруссо – вокалист с другой стороны нашей планеты (в Коста Рике лучший рок-певец), Вячеслав Молчанов – гитарист групп «Кипелов», «Sixth Sense», Валерий Гаина (по-моему, он в представлении не нуждается)……Список музыкантов постоянно растёт и не исключено, что к полной готовности первого альбома, он войдёт в Книгу Рекордов Гиннеса по количеству участников в рок-проектах. Но то, что он займёт значительное место в международной рок-культуре сомневаться не приходится.

– Саша, по Воркуте скучаешь?

– Ну как тебе сказать, Слав. Были времена, когда у меня была очень тяжёлая ностальгия. Словно не хватало воздуха. Задыхался. Потом это проходило, но опять возвращалось, как правило, с воспоминаниями о себе прошлом. По сути, ведь там, в моём воркутинском детстве и юности, я и был по-настоящему счастлив. Там живы те, кого уже со мною нет. Жив отец, который долгими зимними вечерами, под вой метели, после смены, сидит смотрит футбол. Там живы все мои друзья, которых сегодня нет со мной. Где-то там моя первая любовь. Где-то там, моё сердце навеки вмёрзло в ту полярную мерзлоту. И мне иногда так хочется плюнуть на всю суету, что пытается меня поломать, постричься-побриться-перекраситься-видоизмениться и вернуться к себе, туда, в Воркуту, где я когда-то себя оставил. Однажды я вернусь и найду себя прежнего. Счастливого. Ведь жизнь наша так быстротечна! Смотри – вся моя жизнь умещается на одной странице.

И всё-таки хочется закончить наш разговор на оптимистичной ноте. В прошлые выходные включил телевизор, второй канал, шоу «Новая Волна» из Сочи. И тут на тебе! Выходит на сцену Лайма Вайкуле и начинает петь песню «Оставь» – слова и музыка Александра Граты. Тут же набираю московский номер Александра Граты: «Саня, что-то ты начинаешь мне надоедать»! И мы оба смеемся.

 

Вячеслав Ирин
Фото из архива Александра Граты
Видео www.youtube.com
ЗАПОЛЯРКА-онлайн.рф

 
Распечатать