Фото БНКоми

Дмитрий Сиротин во второй раз подряд стал дипломантом Национальной литературной премии «Золотое перо Руси» за стихи для детей. О том, почему он выбрал профессию детского литератора, как живется поэту, и почему так редко становятся известны новые имена современной литературы, воркутинец рассказал МС.

– С чего началась ваша литературная деятельность? И почему вы выбрали именно детскую литературу?

– Я пишу с детства, как и многие другие. У кого-то это проходит, кто-то это перерастает, а кто-то начинает заниматься этим профессионально. Я к этому шел сознательно много лет и везде, где бы ни работал, занимался тем, что сочинял. И когда работал в Коми республиканском государственном театре кукол актером, писал капустники, инсценировки, песни для персонажей. И когда работал при управлении культуры Воркуты, писал сценарии в стихах. Мне хотелось этим заниматься. Когда-то я увлекался бардовской песней, но гитара мешала, и я ее просто отбросил и поступил в Коми пединститут, на филфак. У меня были замечательные преподаватели, которые убедили меня, что надо заниматься именно литературой. Лет пять я уже посылаю свои стихи и прозу в газеты и журналы. Меня печатают, причем тексты для детей берут гораздо охотнее. Я понял, что для детей пишу лучше, вот потому больше сейчас занимаюсь именно детской литературой.

– Насколько я знаю, ваши стихи с удовольствием читают и взрослые…

– В этом весь смысл – писать для детей так, чтобы это было понятно, интересно и взрослым. С одной стороны, это хорошо, с другой – большая проблема. Мои «литературные учителя» – Хармс, Саша Черный, Олег Григорьев. А эти авторы писали такие тексты, что их с удовольствием читали и дети, и взрослые. И мне этот путь ближе, хотя не все его понимают и поддерживают. Я сейчас приглашен на 11-й форум молодых писателей в подмосковный пансионат «Липки». Там будут мастер-классы, обсуждения. Я готовлюсь на всякий случай, что кто-то будет жестко критиковать.

– Вы второй раз едете на форум молодых авторов?

– В прошлом году я не вошел в основной список участников, поэтому ездил за свой счет. В этом году мне оплачивается все, то есть еду уже на полных правах как профессиональный автор, с которым, как и в прошлом году, будут работать в мастер-классах такие известные детские писатели, как Успенский, Бородицкая и Воскобойников.

– Много ли сейчас людей занимаются таким немодным, неперспективным делом, как детская литература?

– В прошлом году нас было человек двадцать, в этом, возможно, чуть меньше. Вообще авторов много, появляются и новые. Другой вопрос: кто их знает? Между нами зачастую происходит какая-то конкуренция. Завидуем, бывает, друг другу. Но это смешно, так как в общем и целом мы по большому счету одинаково неизвестны. Есть, конечно, масса очень интересных авторов. Например, Елена Ярышевская из Москвы, недавно она выпустила просто удивительную книгу. Есть Анастасия Орлова из Ярославля. Это я назвал только двух поэтов, но их же гораздо больше. А прозаиков детских еще больше. Но их мало кто знает. Разве что в своем городе, области. Хотя известность не предполагает, что книги того или иного автора находят своего читателя.

– Вы получили педагогическое образование. Довелось когда-нибудь учить детей?

– Я был педагогом дополнительного образования: работая в театре, вел в школах театральные кружки. Но все равно больше писал. Везде, где я работал, меня использовали именно таким образом – сценарии, тексты, КВНы. Это еще больше подталкивало к тому, чтобы всерьез заняться литературой. Я изучал теорию стихосложения, историю и современность литературы. Сейчас, когда вошел в этот процесс сам, считаю, что медленно, но верно добиваюсь того, о чем мечтал.

– Как вы оказались в воркутинском театре кукол?

– Я родился и вырос в Воркуте. Стремился к творчеству. Поскольку моя мама была знакома с тогдашним директором театра, к тому же мужчин-актеров уже в то время не хватало, мне было предложено попробовать. Я, совершенно не понимая, что это будет иметь далеко идущие последствия, решился на прослушивание и проработал в театре целых десять лет. Причем успевал трудиться и в государственном, и в частном театре кукол. Несколько инсценировок для театра были написаны мной, с одной из которых – «Земные боги» – государственный театр ездил на гастроли в Финляндию. Это тоже меня укрепляло в мысли о том, что я должен писать.

– А кроме поэзии, сейчас еще чем-то занимаетесь?

– В данный момент я, можно сказать, свободный художник, берусь практически за любой литературный труд. Сейчас вроде бы приняли в одно хорошее челябинское издательство редактором. Мне удобно так работать – присылают тексты на редактуру по интернету, я их правлю и отправляю обратно.

– Нет желания переехать поближе к месту работы, в тот же Челябинск или среднюю полосу?

– Есть, конечно. Мне кажется, надо перебираться в те места, где есть хотя бы отделение Союза писателей, куда можно придти и сказать, что я такой-то, такой-то.

– Как вообще складывается литературная жизнь Заполярья?

– Ольга Хмара, член Союза писателей России, человек с высшим литературным образованием, выпустила в этом году одну небольшую книжку. Пследний раз ее книга выходила лет десять назад. В Воркуте всегда было много хороших авторов, очередь на выпуск книг теперь может длиться десятилетиями. Замечательного поэта Владимира Ботовкина удалось издать только десять лет спустя после его смерти. Но это мало востребовано читателями. Это серьезная литература, которую нужно вдумчиво читать, а у нас сейчас так не принято. В поезде, скажем, с книжкой едешь, и то все косятся. Благодаря энтузиазму Ольги Хмары в последние годы все же нам удается понемногу печататься в родном городе. Например, после 10-летнего перерыва вновь начали выходить литературные страницы в местной газете («МК в Воркуте»). Надеюсь, наконец-то всерьез и надолго.

– А собственные книги у вас выходили?

– Сейчас челябинское издательство готовит к выпуску книгу на двоих – мои стихи и стихи Яниса Гранта. Они нашли меня, и им понравилось то, что я делаю. До этого я печатался в том же издательстве в коллективном сборнике детских авторов России и зарубежья. Вроде московское издательство «Сова» взялось за мои стихи, собирается издавать книгу. Вообще, если тяжело приходится детским авторам, которых хоть редко, но печатают, то «взрослым» втройне тяжелее: в их случае очень часто все решают связи, деньги и реклама. Трудно издаваться, не имея того, чего хочет от тебя большинство издателей.

БНКоми

 
Распечатать