Сорок лет назад на экраны вышла картина, полюбившаяся миллионам зрителей и сегодня, спустя четыре десятилетия, мы смотрим картину с большим удовольствием. Такому успеху фильм обязан режиссеру Георгию Данелия и сценаристу Александру Бородянскому, а также звездному составу артистов: Леониду Куравлеву, Евгению Леонову, Евгении Симоновой, Савелию Крамарову, Бориславу Брондукову…

О том, как создавался кинофильм «Афоня», о курьезных случаях во время съемок «ФАКТАМ» рассказал автор сценария Александр Бородянский.

— Неужели уже сорок лет прошло? Удивительно, как время летит! — говорит Александр Бородянский. — Если бы вы не позвонили, я бы и не вспомнил, наверное.

— Правда, что сценарий к фильму «Афоня» — ваша дипломная работа?

— На самом деле даже курсовая. Но мой мастер забраковал ее как… антисоветский сценарий. А товарищ по ВГИКу посоветовал отправить работу на всесоюзный конкурс сценариев о рабочем классе. Я и послал. И получил поощрительную премию.

А потом дело было так. Поехал отдыхать в Киев, где в юности учился в строительном техникуме. Встретился с приятелем по ВГИКу, он и порекомендовал отдать сценарий на киностудию имени Довженко. Я так и сделал. Режиссеру Леониду Осыке сценарий понравился сразу. По его замыслу, Афоню должен был сыграть Брондуков. А когда я приехал домой, вдруг получил телеграмму: картину по моему сценарию на киностудии «Мосфильм» хочет ставить Георгий Данелия. Все стали говорить: мол, как мне повезло, что заинтересовался такой выдающийся режиссер. Я Георгия Николаевича предупредил: на киностудии Довженко Леонид Осыка собирается использовать этот сценарий для своего фильма. Тогда на меня обиделись оба. Но ведь кому ставить, решал не я, а Госкино. В результате режиссером фильма стал Георгий Данелия. Он Борю Брондукова пригласил играть Федула. И эта роль принесла артисту всесоюзную популярность.

— Его фраза «Гони рубль, родственник!» стала своего рода визитной карточкой фильма. И таких разошедшихся на цитаты реплик немало: и «страна знает своих героев», и «чувствуйте себя, как дома, да не забывайте, что вы в гостях», и «главное, чтобы человек был хороший»…

— Да, много-много… Я уж и забыл некоторые. Если помнить каждый свой сценарий, можно с ума сойти. Их у меня штук 80! (Среди известных фильмов Александра Бородянского, в том числе созданных в соавторстве с другими сценаристами, — «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», «Курьер», «Дежа вю» и многие другие. — Авт.).

— Слышала, будто образ Афони вы списали частично с себя.

— Не буквально, но кое-какие черты моего характера в нем есть. Хотя, конечно, я не Афоня. Он все-таки эгоист, а я, наоборот, альтруист.

— Вы в сантехнике разбираетесь?

— А как же! У себя в загородном доме даже сам провел часть отопления. Я же строительный техникум в Киеве закончил! Годы учебы вспоминаю с удовольствием. И, если бы не жил тогда в Киеве, может быть, и в кино не пришел бы. В Киеве посмотрел кинокартину «Летят журавли», которая меня потрясла. Кроме того, в конце 1950-х годов в Киеве я мог купить польские журналы о кино, которые в Воркуте, откуда я родом, не продавались.

Последний раз в столицу Украины я приезжал года два назад. А раньше бывал очень часто. И по работе, и просто так. У меня в Киеве много друзей. А сколько мест, которые мне дороги! Я жил в общежитиях Киевского строительного техникума сначала на улице Владимирской, потом — на улице Артема. И даже могу говорить по-украински.

— С удовольствием в очередной раз посмотрела ваш фильм несколько дней назад. Сантехник в СССР все-таки был значимой фигурой.

— Да, и это во многом способствовало успеху фильма. Я после окончания техникума работал маляром. И, когда потом начал писать сценарий, главным героем фильма сделал маляра. Но потом понял, что фигура сантехника будет зрителю более интересна.

— Попали, как говорится, в десятку. Когда в квартире ломается кран, прихода сантехника ждешь, как спасителя.

— Сантехник действительно всем нужен, от него многое зависит, потому что, как говорится, без воды — ни туды и ни сюды. Но если сейчас прокладки для крана и прочее есть в продаже, то тогда все это было в большом дефиците.

— Тем более импортная раковина, которую Афоня устанавливает в квартире понравившейся ему девушки. Достать для фильма такую красивую раковину, да еще с узором, наверное, непросто было?

— В съемках использовали отечественную, на которой художник просто нарисовал цветочки. Но вообще проблем с реквизитом не возникало. Тогда ведь кино — это была сила! Все, что нужно для съемок, нам давали, всем, чем могли, помогали…

— Обратила внимание, что Афоня в фильме и одет по моде того времени.

— А почему нет? Деньги у него были. Если инженер получал 120 рублей в месяц, то сантехник, поменяв три прокладки и взяв по три рубля за каждую, мог в день заработать около десяти рублей.

— Правда, что на роль Афони пробовались Высоцкий, Меньшов, Бурков, Караченцов?

— Да, многие актеры. Первоначально в роли сантехника Афанасия Георгий Данелия видел Владимира Высоцкого. Даже хотел начать фильм с того, что сантехник сидит и на гитаре играет. Высоцкий приходил на пробы. Но это была не его роль.

— Чем вам запомнились съемки?

— Например, когда снимали сцену в ресторане, Боря Брондуков вышел покурить. А обратно швейцар, приняв его за алкаша, не хотел пускать и даже милицию грозился вызвать. Боря клялся, что он артист, но тот не верил, пока наши коллеги не подтвердили.

— Так вжился в роль!

— Да, Боря сыграл блестяще. Во время съемок я подружился и с Крамаровым. Он оказался человеком очень серьезным. Общаться с ним было интересно. А какую он имел популярность! Когда в Ярославле, где проходили съемки, мы с Крамаровым шли на рынок, продавцы бежали за ним и одаривали рыбой и мясом. Все это Савелий отдавал в гостиницу на кухню, там готовили, а мы с коллегами угощались. Еще запомнилось, что он в то время собирался жениться и мучился проблемой, любит ли его девушка или просто хочет выйти замуж за знаменитого артиста.

— Виктория Токарева рассказывала мне, что Савелий Крамаров очень следил за своим здоровьем.

— Он не пил и не курил. Это правда. К слову, как-то я узнал, что кроме косоглазия у Савелия еще был и дальтонизм. А поскольку он водил машину, я удивился, как он различает цвета светофора. Оказалось, элементарно. Цвета на светофоре расположены ведь в определенном порядке. И он просто смотрел, какой загорелся — нижний или верхний.

Интересно было общаться и с Леоновым. Ему очень нравилось играть свою маленькую роль. Я удивлялся, ведь Леонов уже был тогда известным артистом. А роль мастера жэка, если помните, сыграла Валентина Талызина. На съемках «Афони» мы с ней познакомились.

— Правда, что Евгению Симонову, сыгравшую роль Кати, директор картины «Афоня» буквально «похитил» на несколько дней со съемок другого фильма?

— Ну, похитил — это преувеличение. История такова. У меня в сценарии героиня была несколько иной. А Георгий Данелия видел ее наивной чистой девочкой. Поэтому хотел, чтобы именно Женя сыграла. И вдруг мы узнаем, что она уже снимается в другом фильме. Данелия поначалу обиделся. Но Женя расплакалась. И Георгий Николаевич, растрогавшись, пошел на компромисс: Евгения параллельно снималась и в «Афоне», и у другого режиссера.

* “Георгий Данелия видел Катю в картине «Афоня» наивной чистой девочкой, поэтому хотел, чтобы эту роль сыграла именно Женечка Симонова”, — вспоминает Александр Бородянский

— Леонид Куравлев похож в жизни на своего героя?

— Нет. Абсолютно не похож.

— Сейчас с ним общаетесь?

— На съемках мы подружились. Но уже давно не общались. Как-то на дне рождения у Данелия он подарил мне большую фотографию памятника его герою Афоне, который установили в Ярославле. Мы сидели за одним столом. А потом я отошел. Вернулся — никого за столом нет и фотографии тоже. Куравлев меня потом спросил: «Ты забрал фотографию?» — «Нет. Она исчезла». Мои попытки найти ее оказались безуспешными. И я почувствовал, что Леонид обиделся на меня.

— Как-то Георгий Данелия рассказывал мне, что его кота зовут Афоня. Вы знаете об этом?

— Конечно. Он так назван в честь главного героя фильма. К слову, имя Афанасий сантехнику дал Георгий Николаевич.

— А еще Данелия рассказывал мне потрясающую историю о том, как однажды он забыл в такси дипломат с большой суммой постановочных денег. С ужасом обнаружил это дома. А часа в два ночи раздался звонок в дверь. На пороге стоял мужчина с его дипломатом. И мало того, что он не тронул ни копейки, даже от вознаграждения отказался со словами: «Вы же мне все испортите. Я себя сейчас чувствую таким благородным. А если возьму деньги, это чувство пропадет». И ушел. Данелия признавался, что это было настоящее чудо в его жизни. Эта история случайно не связана с фильмом «Афоня»?

— Нет. Но случай действительно интересный.

— Вы гонорар за фильм получили высокий?

— 21 тысячу рублей. По тем временам очень хорошие деньги. На них можно было купить четыре машины или две приличные квартиры. Я приобрел в Москве большую двухкомнатную кооперативную квартиру и полностью обставил ее мебелью. А московскую прописку мне дали благодаря тому, что хлопотать в Моссовет пошли Леонов, Мордюкова и Рязанов. Я ведь был «лимитчиком».

— С удивлением узнала, что в фильме дебютировала группа «Машина времени».

— Совершенно верно. Тогда я и познакомился с Андреем Макаревичем и Александром Кутиковым. Включить музыку «Машины времени» в картину — идея одного из наших коллег. Данелия и я были далеки от рок-музыки и андеграунда. Мы больше любили джаз. Потом мы с режиссером Александром Стефановичем, бывшим мужем Аллы Пугачевой, сделали фильм «Начни сначала», где Макаревич сыграл главную роль. А потом была картина «Душа» с участием Софии Ротару и Андрея Макаревича.

— Наверное, после выхода «Афони» на экраны вы получали огромное количество писем. Какое больше всего запомнилось?

— Да, писем было много. Почему-то особенно запомнились письма жен сантехников, которые писали: мол, что вы за ерунду сняли! Вы бы попробовали пожить с сантехником, который пьет и вечно пахнет канализацией. Считали, что фильм не отражает правду жизни. Мол, Афоня — слишком симпатичный сантехник.

— А со стороны цензуры никаких ограничений не было?

— Нет. Единственное, что огорчило: в 1977 году нам за фильм должны были дать госпремию. Но не дали. Посчитали, что в юбилейный год социализма (шестидесятилетие Октябрьской революции) давать Государственную премию СССР за фильм об алкоголике неправильно. Хотя ничего антисоветского в фильме-то не было. Более того, в одной японской газете как-то появилась статья о фильме «Афоня». Японцы удивлялись гуманизму социализма: мол, Афоня пьет и ведет себя порой не лучшим образом, а его даже с работы никто не увольняет, наоборот, все возятся с ним, хотят ему помочь…

— Сами-то вы когда смотрели «Афоню» последний раз?

— Года три назад. Случайно попал на него, включив телевизор. И, знаете, мне понравилось. Хотя, признаюсь, до этого я всегда удивлялся, почему этот фильм так любят зрители.

— Творческих успехов и оптимизма вам, Александр Эммануилович! Над чем сегодня работаете?

— Пишу сценарий, но подробнее рассказывать не буду. У меня есть примета: когда начинаешь рассказывать о том, что еще до конца не сделал, проект рушится. А за пожелание спасибо. И я желаю читателям «ФАКТОВ», чтобы этот год стал мирным и благополучным. Дай Бог, чтобы все было хорошо.

 

Ольга Сметанская
«ФАКТЫ»

 
Распечатать